Дрезненская Прядильно-Ткацкая Фабрика    
О нас Продукция Оборудование Контакты Теория Контактная информация Карта сайта
ДПТФ - Теория текстильной промышленности
ДПТФ

«Б» - классификация тканей и текстильных материалов



Байка

- (голл. baai, от старофранц. baie — шерстяная материя) мягкая ворсовая ткань из шерстяного или хлопчатобумажного волокна, используется в зависимости от сорта для одежды и белья. Дорогие сорта шерстяной байки были очень популярны в период расцвета английской моды в России 40-х годов XIX века, особенно для пошива мужских пальто и спортивной одежды.

Бареж

- сорт шелковой ткани, изготовленной в так называемой газовой технике, когда при переплетении нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу, а только слегка соприкасаются. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, пока для его изготовления не стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века. Название происходит от г. Бареж во Франции, места первоначального изготовления ткани.

Баркан (баракан)

– плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа. Баркан ткался из очень туго скрученной пряжи. Его сорта определялись соотношением толщины нитей утка и основы. Ткань с толстыми уточными нитями называлась barcan gros grains, а с более толстой основой – camelot barcane. После появления и широкого распространения станка конструкции Ж.Жаккара производство узорчатых тканей, имитирующих дорогостоящие материи, настолько удешевилось, что выражение «баркан под штоф» стало определением поддельности, стремления приобщиться к власть имущим, своего рода социальных претензий.

Баркас

- (распространённое ранее название — гашпиль) в кожевенном и меховом производстве, один из основных аппаратов; имеет форму полуцилиндра, снабжен лопастным валом, приводящим в движение находящуюся в баркасе рабочую жидкость и погруженные в неё шкуры, гольё или кожи (см. Кожа выделанная). По характеру перемещения жидкости различают баркасы с вертикальной и с горизонтальной циркуляцией. Последние распространены ограниченно и используются главным образом для первичной обработки отходов производства — мездры и шерсти. Баркас изготовляют преимущественно из дерева, реже из железобетона и стали. Железобетонные баркасы облицовывают кислотоупорной метлахской плиткой, а металлические, в которых осуществляется пикелевание, — слоем резины.

Бархат

- ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью, полученной введением кроме основы и утка специальной ворсовой ткани (ворсовой основы). Основой для ворса, определяющей сорт бархата, могут служить шелк, хлопок (полубархат) и шерсть. Ворсовую нить при прядении вытягивают при помощи специальных металлических прутков так, чтобы она образовывала на лицевой стороне петли. Если эти петли разрезались, бархат получал название разрезного, если нет - неразрезного, или петельчатого. Техника изготовления бархата была изобретена в Китае, в Европе стала известна в конце XIII века. В России первая шелковая мануфактура, изготавливавшая и бархат, была организована в 1717 году. Наиболее дорогими считались сорта шелкового бархата, отличавшиеся от других низким ворсом. Бархат на шерстяной и хлопковой основе появился в XVII веке. Название сорта бархата определяет место или технологию изготовления.

Батан

- (франц. battant, букв.- бьющий) – один из основных механизмов ткацкого станка: служит для продвижения (прибоя) уточной нити к опушке ткани и направления челнока (или прокладчика), вводящего уток в ткань.

Батик

- (малайск.), техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем батике» разогретый воск, при «холодном батике» резиновый клей), с последующим окрашиванием ткани в баке или тампонами. Другие цвета наносятся повторным окрашиванием ткани после снятия частей воскового рисунка. «Горячий батик» издавна известен у народов Индонезии (в особенности на острове Ява), Индии и др. Основные тона индонезийского батика — индиго-синий и коричневый; традиционный орнамент весьма разнообразен и часто имеет символическое значение. В Европе батик начали применять в декоративных тканях с начала 20 века. В русском искусстве батик получил распространение с начала 1930-х гг. (главным образом шёлковые косынки, платки, кашне и т.п., позднее — декоративные панно).

Батист

- очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Настоящий батист изготавливают из отбеленных тканей в отличие от близкой по технике ткани кембрик, также известной с XIII века,сотканной из окрашенных нитей или орнаментированной в технике набойки.

Бегунок

- деталь (в виде скобы), обеспечивающая совмещенный процесс кручения и намотки нити на кольцепрядильных и кольцекрутильных машинах.

Безверетенное прядение

- прядение с разделенным кручением и наматыванием пряжи, прядение со свободным концом волокон, - процесс выработки пряжи, включающий дискретизацию или разъединение питающего волокнистого продукта на отдельные волокна дискретизирующими органами, транспортирование потока волокон на сборную поверхность прядильной камеры, сгущение волокон в ленточку ("мычку"), кручение для укрепления ленточки и формирование из нее пряжи, вывод из зоны кручения и наматывание пряжи на бобину. В отличие от традиционного кольцевого способа прядения кручение производится отдельным органом, не связанным с органами наматывания. Различают пневмомеханические, электромеханические, аэродинамические и др. способы безверетенного прядения ).

Беление

- отделка - совокупность технологических (например, химическая, термическая) процессов, посредством которых удаляют примеси и устраняют нежелательную природную окраску различных материалов для придания им белого цвета или подготовки к крашению(текст. материалы, древесная масса, воск и др.). для предварительного удаления примесей материал обрабатывают хлорамином, слабыми растворами кислот и щелочей, ферментативными препаратами и т.п. Собственно беление производят окислителями (гипохлорит натрия или кальция, пероксид водорода, хлорит натрия, марганцовокислый калий) или восстановителями (сернистый газ, гидросульфит, бисульфит). Для отбелки химических волокон широко применяют оптические отбеливатели – производные кумарона, бензидина и др.

Бельсет

- легкая ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

Бельтинг

- (от англ. belting – природный ремень) – тяжелая очень плотная и прочная техническая ткань. Применяется для изготовления конвейровых лент и прорезиненных многослойных приводных ремней. Вырабатывается полотняным переплетением из крученой хлопчатобумажной пряжи, а более прочные сорта бельтинга – с применением химических волокон.

Бесчелночный станок

- ткацкий станок в котором уточная нить вводится в зев (пространство между нитями основы) не челноком, а с помощью прокладчика утка, рапир, игл, водяной или воздушной струи, выходящей из сопла под давлением. После каждого прокладывания уточной нити она обрезается. Благодаря повешению скорости прокладывания утка существенно возрастает производительность ткачества.

Биссус

- тонкая прозрачная льняная ткань в Древнем Египте, а также женская вуаль из этой ткани.

Блонды

- кружева, изготавливавшиеся из шелка-сырца, который имел золотистый цвет. Отсюда и название кружев от фр. Blonde. Основными центрами производства блондовых изделий были французские города Канн, Байе, Пюи. Этот сорт кружев получил широкое распространение уже в XVIII веке. При музейной атрибуции имеет значение толщина нити орнамента и контура рисунка, что позволяет отличить кружева, изготовленные в XVIII веке, от изготовленных в XIX столетии. Появление специальной машины для производства кружевного полотна не отразилось на стоимости блондов, которые по-прежнему считались предметом роскоши. Особенно велика была их популярность в первой половине XIX в.

Бобрик

- жесткая плотная шерстяная ткань с коротким стоячим ворсом. Используется для пошива верхней одежды. Бобрик был вмоде и выпускался в большом количестве в 50-е годы XX века.

Бортовка

- плотная полульняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, употребляется при шитье верхней одежды в качестве прокладки, придающей устойчивость её формам (борта, грудь, плечи и т.д.). Бортовка при отделке пропитывается аппретом с целью повышения упругости при изгибе (жёсткости) и уменьшения растяжимости.

Бостон

- (франц. boston, от названия города Бостон), чистошерстяная ткань саржевого переплетения, вырабатываемая из гребенной мериносовой пряжи средних и высоких номеров (тонкой), скрученной в 2 и более нитей. Бостон выпускается главным образом гладкоокрашенным в тёмные цвета (синий, чёрный, коричневый) и предназначен для шитья костюмов.

Брезент

- грубая, плотная, непромокаемая ткань, пропитанная особым составом, применяется при изготовлении непромокаемойодежды.

Брокатель

- легкая полушелковая материя, вытканная небольшими цветами, золотыми или серебряными букетами, иногда оттененными цветными нитками. Во второй половине XVII века использовалась для весенних платьев. Изящность и интимность брокатели в XVIII веке развилась в особый стиль тканей - органди и кисеи с вышивкой металлическими нитями.

Букле

- преимущественно шерстяная, тканаяиз буклированной нити пальтовая или костюмная ткань. Буклированная нить сузелками и петлями разной величины придает ткани характерную рельефность.Встречаются буклированные ткани из хлопчатобумажных и синтетических волокон.

Бумазея

- (франц. bombasin, от итал. bambagia — хлопок), плотная хлопчатобумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начёсом на одной, обычно изнаночной стороне. Благодаря начёсу бумазея очень мягка, пушиста, хорошо сохраняет тепло. Выпускается набивной, гладкокрашеной, иногда отбелённой. Употребляется для изготовления тёплого белья и платья.

Бурдесуа

- шелковое сырье низкого качества изповрежденных коконов шелкопряда. Нити бурдесуа служили утком для тканейсреднего и низкого качества.

Буфмуслин

- особо тонкая, полупрозрачная хлопчатобумажная ткань. Это разновидность кисеи, но – наряду с зефиром, аброгани, вапером – ценилась несколько выше, чем обычная кисея. Известен как гладкокрашеный буфмуслин, так и расшитый.

Бучение

- устаревшее название одного из видов термической обработки тканей — отварки.

Бязь

- толстая хлопчатобумажная тканьполотняного переплетения, отбеленная, гладкокрашенная или набивная. Появилась вРоссии в XVI веке, использовалась для опашней, кафтанов и другой верхней одеждыкак подкладка. В XVIII-XX вв. отбеленная бязь служила для пошива нижнегосолдатского белья, так как была дешевле миткаля. В торговой среде отбеленнаябязь имела название «шиля». Гладкокрашенную бязь использовали дляподкладки и дублирования костюмных и пальтовых тканей, набивную - для женскогои детского легкого платья. В настоящее время используется в основном как ткань для постельного белья.

классификация тканей, описание тканей




  
Правила пользования сайтом
2001—2024 © Фабрика ДПТФ: ткани, пряжа, нетканые материалы
Разработка и поддержка: Сайт Дрезны
«Эталон»: реставрация мягкой мебели